|
Публичный отчет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новохоперского муниципального района Воронежской области «Березовская основная общеобразовательная школа» за 2011-2012 учебный год.
1.Общая характеристика общеобразовательного учреждения. Березовская основная общеобразовательная школа была основана в Социальный состав населения района - разнообразный, с различной степенью мотивации к учебной деятельности своих детей. В школе имеются все необходимые условия для эффективного функционирования и дальнейшего развития. Характеристика контингента обучающихся. I. В школе обучается: 45 человека; Из них: младшее звено – 17 человек, среднее – 18 человек, дошкольная группа кратковременного пребывания- 10 старшее звено – 0 человек. Потенциальный контингент обучающихся Учреждения: 2012-2013 уч. год 6 чел. 2013-2014 уч. год 5 чел. 2014-2015 уч. год 6 чел. 2015-2016 уч. Год 7 чел. Движение контингента учащихся:
Администрация, органы государственно-общественного управления и самоуправления Структура управления образовательного учреждения, его органов самоуправления. В школе работает Управляющий Совет, созданный, как одна из форм самоуправления родительской общественности школы в целях: содействия в работе педагогического коллектива по совершенствованию учебно–воспитательного процесса. Коллектив составляют 6 педагогов высшего образования, 1- не законченное высшее и 1 – средне специальное. Наличие программы развития 2. Особенности образовательного процесса. Состав, полнота и вариативность реализуемых Учреждением образовательных программ:
Данные об обучающихся:
Характеристика образовательных программОбразовательные программы начальной школы. (первая ступень обучения) 1. Базовая образовательная программа начального обучения Образовательные программы основной школы. (вторая ступень обучения) 1. Базовая образовательная программа для учащихся 5-х-9-х классов Учебный план и рабочие программы его обеспечивающиеОбразовательный процесс в школе основывается на следующих организационных принципах: - общедоступности образования – принцип «учения всех без исключения»; - гуманизации, предполагающей положение ученика как равноправного участника образовательной деятельности; - дифференциации форм и методов решения образовательных задач; - демократизма, реализующегося через развитую систему самоуправления, в которую вовлекаются педагоги, родители, учащиеся. Через эти механизмы школа адаптирует детей к социальной и психологической самоорганизации и саморегуляции. Опираясь на эти принципы, школа выделяет критерии отбора учебного материала, в соответствии с которыми осуществляется формирование содержания образовательного процесса:- соответствие государственному стандарту; - соответствие сложности содержания учебных предметов способностям учащихся и их возрастным особенностям; - учет индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; - развивающий потенциал учебного материала, способствующий формированию общеучебных умений и саморазвитию личности. Содержание образовательного процесса на всех ступенях включает: 1) базовый компонент – на основе типовых учебных программ; 2) вариативный компонент – на основе интегративных спецкурсов, рассматривающих взаимодействие человека с обществом, с природой, с технологией, а также профильные курсы, углубляющие знания в конкретных предметных областях; 3) личностно ориентированную деятельность, имеющую социально-значимый эффект, направленную на развитие творческих способностей; на индивидуальную работу с одаренными школьниками; на психолого-педагогическую коррекцию познавательной деятельности, выстроенной на основе систематической диагностики личностного развития. Учебный план школы строится на следующих принципах: - соответствие Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ; - учет регионального компонента образовательного стандарта; - возможность выбора развивающего (дополнительного образовательного) компонента; - соответствие развивающего компонента учебного плана возрастным особенностям учащихся; - интегративность учебных планов программ начальной, средней и старшей школы; - включение в учебный план авторских программ, направленных на развитие личности учащихся; - соответствие учебного плана здоровьесберегающим задачам школы (требованиям САНПИН). В соответствии с Законом об образовании в организации образовательного процесса в школе используется базисный учебный план, разработанный на основе следующих документов: - приказа Министерства общего и профессионального образования РФ «Об утверждении учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 9.02.98 г. № 322; - санитарных правил и норм СанПин 2.4.2.-782-99, утвержденных постановлением Госсанэпиднадзора России; - базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области. В структуру учебного плана входят: Инвариативная часть (базисный компонент), позволяющая достичь уровня обязательной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом и региональным компонентом образования, она сохраняет единство образовательного пространства. Инвариативная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». На каждую общеобразовательную область отведено минимальное количество часов, гарантирующее качественное усвоение государственного общеобразовательного стандарта и предметов региональной компетенции: - культуры общения 3 – 9 классы; - мировой художественной культуры; - истории Воронежского края (в рамках курса истории); - географии Воронежского края (в рамках курса географии) 6 – 9 классов
В школе первой ступени преподавание ведется по программе 1 – 4: 1 классы с нагрузкой – 20 часов; 2, 3, 4 классы – с нагрузкой 22 часа. На основании приказа Комитета по образованию администрации Воронежской области от 13.04.99 г. № 76/72 «О дополнительных мерах по совершенствованию преподавания курса ОБЖ» и развитию детско-юношеского движения «Школа безопасности» в учебный план школы введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2 ступени обучения по 0,5 часу в неделю в течении учебного года за счет школьного компонента учебного плана. Внутренний мониторинг оценки учебного плана и программ показал, что план и программы предметных областей полностью отражают федеральные требования и требования регионального компонента, соответствуют целям и особенностям школы. Дополнительное образование. Учащимся всех возрастов свойственно стремление к деятельности, пассивность, инертность, безделие чужды их природе. Различные виды образовательной и досуговой деятельности призваны удовлетворить самые изысканные потребности школьников. Цель дополнительного образования в школе – выявление и развитие способностей каждого школьника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс ДО программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, а также диагностики уровня усвоения знаний обучающимися, их умений и навыков. Согласно программе развития школы на первом этапе была разработана концептуальная основа системы дополнительного образования, создан методический совет. Педагоги школы разработали авторские программы, рассчитанные на детей разного возраста и разных увлечений. Авторские образовательные программы, курсы ориентированные на предпрофильную подготовку учащихся, которые способствуют созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле учащихся; помогают ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Отбирая содержание, учителя ставили перед собой вопрос: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?». Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов стали традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности. Удобно то, что многие существующие факультативные курсы по общеобразовательным предметам построены, как правило, по модульному принципу. Их программы модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору. (Приложение 6). Программы курсов «ТАЙНЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний и умений по ряду предметов. Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации, и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся. Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования. В этой связи элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Одной из форм дополнительного образования является кружковая работа в школе. Особую роль играют кружки, обеспечивающие общефизическую подготовку учащихся: «Легкая атлетика», «Стрельба», которые ведут родители учащихся на общественных началах. Дополнительные занятия на секциях общефизической подготовки позволяют последовательно решать задачи физического развития, формируют у учащихся целостное представление о физической культуре, возможностях укрепления здоровья, о здоровом образе жизни, а главное, формируют разносторонне развитую личность. Своеобразие таких занятий заключается в том, что они проводятся на основе знаний валеологии, воспитывают стремление к физическому совершенству, толерантности. Одна из важнейших задач образования - введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, изучение родного края, национальных традиций и обычаев – вот основное направление деятельности кружков: «Спортивного танца», «Умелые руки», «История родного края». Занятия в этих кружках учат ребят мыслить творчески, физически развиваться, доводить идеи до практического воплощения. Дополнительное образование является одним из путей реализации проекта «Мы дети 21 века». Организация изучения иностранных языков. В настоящее время в нашей школе ведется обучение английскому и немецкому языкам. Обучение английскому языку начинается во 2 классе. Учащиеся 2-7 классов изучают английский язык, учащиеся 8-9 класса изучают немецкий язык. В школе созданы все условия для изучения иностранных языков, работает лингофонный кабинет, имеется достаточно дидактичекого материала по английскому и немецкому языку. Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии. Перед школой, стоит проблема, каким образом сформировать у учащихся мотивацию к учебно-образовательной деятельности, как ее развить и по возможности превратить в повышенную мотивацию. По мнению педагогов школы, использование проектно-исследовательских технологий обучения и воспитания наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в деятельный субъект. Педагогический коллектив школы старается строить такую образовательно- воспитательную модель, где главенствует деятельность ученика, где ученик переходит на уровень саморазвития, когда потребность к самопознанию становится неотъемлемой частью его жизни. Из репродуктивного слушателя ученик становится деятельной и творческой личностью. Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии, которые применяют в своей работе все учителя школы, разработанные ВОИПКРО под руководством Васильева В.В. В нашей школе педагогический коллектив стремится к тому, чтобы проектная деятельность учащихся носила системный характер, и применяем различные типы проектов, которые мы пытаемся объединить общей целью, тесно связанной с проблемой, над которой работает школа. Например, учителями школы были подготовлены следующие проекты: «Объединим усилия», «Мир в котором мы живем» (окружающий мир» учитель Яброва Н.В., «Хлеб всему голова» автор Швачкина Е.А., «Роль семьи в воспитании личности» автор Романенко Н.А.; уроки проекты: «Край Воронежский - мой край родной» (география), «Изучение Тихого океана» (география), «Байкал-жемчужина России» (география) учитель Кузнецова Е.П., «Пробуждение Индии» (история) учитель Пойманова Г.Н., «Грибы - опасные и полезные» (биология) учитель Ширинкин И.Н. Экологический проект «Шаг в ХХI век», разработкой которого руководит учитель Ширинкин И.Н., одной из своих целей ставит развитие у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе.
Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Педагоги школы уделяют огромное внимание внеклассной и внеурочной деятельности учащихся. Целью работы коллектива школы является поиск путей и способов выполнения социального заказа общества к образованию за счет создания личностно ориентированного образовательного пространства, реализуемого в различных моделях и сочетаниях. Деятельность всего коллектива направлена на создание внутри школы образовательного пространства, ориентированного на обучение и воспитание интеллектуальной, высоконравственной личности с учетом интересов и образовательных запросов обучающихся и их родителей. Реализация этих принципов осуществляется через работу педколлектива над общеобразовательной проблемой «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению учащихся». Основной целью воспитательной работы в школе является гармоничное развитие личности учащихся, воспитание грамотной и самостоятельной личности с высокими нравственными и моральными качествами, эстетическое воспитание учащихся. Ведущими направлениями воспитательной работы являются следующие:
Беседы о гуманизации, нравственности, акции милосердия «забота», помощь ветеранам, пенсионерам, классные часы о доброте, вечера и праздники ( «Искусство народа», «Цветочный этикет», «Хорошие манеры», «День белой трости», « Русская береза-символ Родины моей», «Пьянство и наркомания – спутники преступления», «Профилактике правонарушений среди подростков», « Хочу быть взрослым» «Марш добрых дел»., и др.
В школе работает ученическая производственная бригада, деятельность которой направляет и контролирует бригадир – учащаяся 9 класса Кузнецова А. Все работы выполняются согласно возрастных особенностей учащихся, поэтому бригада делится на звенья. Звеньевых и бригадира избирает школьная Дума. По договору с хозяйствами, расположенными на территории поселка школе выделяется земля для обработки картофеля. Так в 2010 г. нашей бригадой было выращено картофеля с 0,5 га – 0,8 т, моркови-0,05ц, лука-0,03ц, капусты-1ц, свеклы -50 кг. Средства от реализации излишков сельскохозяйственных продуктов формируют внебюджетный фонд школы. Часть этих средств идет на бесплатное питание школьников. Также они используются на приобретение праздничных призов, подарков для премирования учащихся, на оформление школы, на экскурсии и поездки ( Москва – 2008 год, Волгоград - 2008, Воронеж – 2009 год, Воронеж – 2009 г. На средства внебюджетного фонда был приобретен мотоблок и комплектующий к нему хоз. инвентарь, компьютер, принтер, ксерокс, телевизор. В 2000 году учебно-опытный участок нашей школы был признан лучшим на областном конкурсе. За время работы бригада была неоднократно награждена дипломами и грамотами.
В школе созданы и успешно работают Управляющий Совет школы, Совет профилактики.
Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования: Количественные показатели:
3.Условия осуществления образовательного процесса. Режим работы. Учащиеся обучаются в общеобразовательных классах в одну смены в режиме пятидневной учебной недели. Продолжительность уроков 45 минут, перемены между уроками 10 минут и большая перемена 30 минут. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения.
Материально-техническая база школы В школе имеются все необходимые условия для эффективного функционирования и дальнейшего развития. Учебный процесс осуществляется в 1- этажном здании, приспособленному к ведению образовательной деятельности . Школа рассчитана на 120 ученических мест. Библиотека имеет в своем фонде более 1056 учебников, 1864 книг, журналы и газеты. Спортивная база школы: спортивный класс, оборудованный по возможности для проведения занятий и спортивных игр; стадион. В школе имеется столовая на 50 посадочных мест. Техническое состояние школы по оценкам экспертных комиссий удовлетворительное. В здании школы 8 классных помещений; компьютерный класс с выходом в Интернет. Школа имеет свой са |
|
© shkola-berezowka |